19 августа 2020 года в Санкт-Петербурге пришвартовалась яхта «Мария», тем самым завершив экспедиционный поход проекта «Большая Арктическая Регата» по маршруту Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Лодейное Поле – Пиндуши — Беломорск –Архангельск – Мурманск – Териберка – Соловки – Беломорканал – Вознесенье – Лодейное Поле – Санкт-Петербург (далее Поход БАР 2020). Целью Похода БАР 2020 была подготовка проведения самой северной гонки парусных яхт и сбор сведений для развития индустрии отдыха на маломерных судах и прибрежных территорий Российской Арктики.
За время похода яхта прошла через 5 субъектов России и оставила за кормой более 2300 миль. Участники Похода БАР 2020 оценили состояние причальной инфраструктуры для маломерного флота, наметили возможные места швартовок, осмотрели достопримечательности, провели рабочие встречи с бизнесом, а также представителями органов власти и местного самоуправления тех территорий, через которые проходил экспедиционный поход, а в последующем проляжет маршрут очередного похода «Большой Арктической Регаты», запланированного в 2021 году.
«Отдых на воде – один из самых востребованных видов туризма в мире. В России, несмотря на огромное количество самых разных водоемов яхтенный туризм пока не развит в достаточной степени. Тоже самое касается и экотуризма, а также путешествий в Арктике. Проект «Большой Арктической Регаты» призван показать все возможности доступно путешествовать по воде в арктической зоне и наблюдать уникальную природу Севера России. Вместе с туристическими и инфраструктурными возможностями Санкт-Петербурга поездки в Арктику с использованием маломерного флота могут стать популярным туристическим трендом, а Россия – пионером в этой сфере», — прокомментировала проект руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова (@doguzova_zv).
Станислав Корякин, инициатор и генеральный продюсер Большой Арктической регаты и командор Похода БАР 2020 отметил: «”Большая Арктическая Регата” – это идеологический концепт, который обозначает роль России в мирном развитии Арктики. Будут организованы состязания экипажей, деловая программа и культурные события. Одна из стратегических задач проекта – перезагрузка индустрии отдыха на маломерных судах и социально-экономическое развитие прибрежных территорий. Например, яхта дает возможность максимально бережно наблюдать живую природу, испытывать новые материалы и современные технологии, функциональное питание и тому подобное. Так, в походе при осмотре судов, причалов и подводного мира мы тестировали новейший образец подводного дрона от GlazamiDrona. По мнению сотрудников ООПТ, которые испытали его в действии, это очень полезный инструмент экологической деятельности. В перспективе в рамках проекта планируем также проводить оценку климатических изменений в Арктике и экологический мониторинг».
По результатам проведенных в регионах встреч были достигнуты договоренности о совместной деятельности в сфере развития индустрии водного отдыха на маломерных судах с Санкт-Петербургом, Ленинградской областью, Республикой Карелия, Архангельской и Мурманской областями.
Так, например, Станислав Корякин и губернатор Мурманской области Андрей Чибис обсудили потенциал Мурманской области в качестве туристической столицы Арктики и возможные шаги упрощению нормативного регулирования маломерного судоходства.
С руководителем Комитета по туризму Санкт-Петербурга Сергеем Корнеевым были обсуждены планы совместной с БАР деятельности по запуску межрегиональных водных туристических маршрутов на маломерных судах из Санкт-Петербурга, а с коллегами из Ленинградской и Архангельской областей и Карелии договорились провести стратегические сессии по развитию региональных водных туристических проектов и соответствующей инфраструктуры.
Сергей Корнеев отметил: Яхты это не только спорт. Яхтинг – важная часть индустрии отдыха для многих туристических городов мира. «Большая Арктическая Регата» – перспективный проект для Санкт-Петербурга. Наш город не только ворота в Русскую Арктику, но и важный туристический центр страны-тревел хаб. БАР позволяет увязать эти два направления и максимально использовать потенциал Петербурга для решения стратегических задач развития водного туризма. Опыт Станислава Корякина и его коллег очень важен для этого. Поэтому в координации с коллегами из АНО «Большая Арктическая Регата», соседних регионов и Ростуризма мы будем совместно заниматься вопросом перезагрузки индустрии отдыха на маломерном флоте».
Все участники Похода БАР 2020 отметили достаточно высокий уровень развития причальной инфраструктуры в Ленинградской области. Исполняющий обязанности начальника управления Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк сообщил, что последние три года системной работы над созданием качественной причальной инфраструктуры в Ленинградской области, дают возможность сделать её крупным центром внутреннего водного туризма. Благодаря соглашению, подписанному губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко и компанией «Конт», в рамках инвест-проекта современные причалы уже построены в Старой Ладоге, Свирьстрое, у крепости Орешек, в Дубровке, Киришах. Завершено проектирование нового причала у музея-диорамы «Прорыв» в Кировске.
В данный момент ведется планирование совместных проектов БАР и регионов в виде стратегических сессий, круглых столов, других мероприятий. В обобщенном виде результаты экспедиции будут представлены уже в этом году на I Международном туристском Медиаконгрессе в рамках Форума «Доступная Арктика» (Санкт-Петербург, сентябрь 2020 г.), XIХ Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: реальность 2020 и повестка десятилетия» (Санкт-Петербург, 2020 г.).
Кроме того, опыт, полученный в ходе Похода, в последующем ляжет в основу подготовки очередной экспедиции проекта «Большая Арктическая Регата», которая запланирована на июль 2021 года.
«Поход подтвердил многие наши предположения и дал массу новой пищи для размышления. Например, очевидна высокая заинтересованность регионов в развитии индустрии водного отдыха на маломерных судах и, в частности, в проведении «Большой Арктической Регаты». Но нам предстоит совместно с регионами проделать серьезную организационную работу по подготовке регаты. Кроме того, важно решить системные задачи по снижению нормативных барьеров и оптимизации практики работы с маломерным флотом и доступа туристов в российскую Арктику с воды. В настоящее время много приходится делать в ручном режиме, но и это не гарантирует беззаботного отдыха. Пока все это обуславливает отсутствие массовых водных туристических проектов и, следовательно, потерю денег. А тем временем в 2016 году туризм на Шпицберген принес Норвегии 5 млрд. рублей, выручка от туризма превысила доходы от добычи угля на архипелаге», — резюмировал Станислав Корякин.
Проект поддержан Федеральным агентством по туризму (Ростуризм), Минприроды РФ, Проектным офисом развития Арктики (ПОРА). Организационную помощь в реализации оказывали органы власти, местного самоуправления и бизнес, через которые проходил маршрут Похода. В частности, управление Ленинградской области по транспорту, компания КОНТ, GlazamiDrona и другие.
Оперативные новости Похода 2020 и информация о «Большой Арктической Регате» также доступны в Телеграм канале, Фотографии с маршрутов доступны также в официальных аккаунтах БАР в Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбуке.
Контакты
www.obcom.prowww.bigarcticrace.ru
Корякин Станислав [email protected] +79104247685
Александр Проказин[email protected] +79992483669