Комментарий Ростуризма по вопросу эффективности использования средств федерального бюджета на развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации

Комментарий Ростуризма по вопросу эффективности использования средств федерального бюджета на развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации

Редакция
5 мин чтения

Ростуризм считает ключевой задачей постоянное совершенствование механизмов управления развитием внутреннего и въездного туризма в рамках одноименной федеральной целевой программы.

Реализация ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» состоит из двух этапов. Первый – «пилотный» – охватывал 2011– 2014 годы, второй – этап «тиражирования» – 2015-2018 годы. В рамках второго этапа была решена задача выхода на плановые показатели программы.

По итогам проведенной с 2014 года работы объем привлеченных внебюджетных инвестиций к концу 2017 года составил 65,2 млрд рублей. На 1 рубль бюджетных средств при реализации мероприятий Программы в настоящее время привлечено 2,4 руб. внебюджетных вложений.

ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018 годы)» показала свою эффективность и была положительно отмечена Правительством Российской Федерации. В составленном Минэкономразвития России рейтинге 38 ведомственных ФЦП по итогам 2016 года она заняла одну из верхних строчек, получив оценку «выше среднего».

Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым принято решение о продлении работы по развитию внутреннего и въездного туризма в рамках новой федеральной целевой программы. Во исполнение этого поручения Федеральное агентство по туризму и в соответствии с распоряжениям Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 872-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» разработало проект федеральной целевой программы на предстоящий семилетний период.

В целях контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными Ростуризмом соглашениями с субъектами Российской Федерации о выделении субсидий в рамках Программы, на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации программных мероприятий, в том числе в части освоения средств бюджетов бюджетной системы и внебюджетных источников.

В 2017 году проведены 34 выездных мероприятия по контролю за соблюдением условий предоставления субсидий субъектам Российской Федерации, в 2018 году уже проведены 19 проверок.

Также в 29 субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации Программы, по требованию Ростуризма сформированы рабочие группы и комиссии по общественному контролю за ходом реализации Программы, в рамках работы которых обеспечивается контроль за исполнением условий соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, соблюдения графиков исполнения мероприятий Программы, а также рассмотрение результатов строительства и реконструкции объектов обеспечивающей и туристкой инфраструктуры создаваемых туристско-рекреационных и автотуристсих кластеров. В состав Комиссий вошли представители исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, Общественной палаты Российской Федерации и ее региональных отделений, представители СМИ и блоггеры.

Невыполнение условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, заключенных с Ростуризмом в период 2014-2017 годов, явилось основанием для применения мер бюджетного принуждения по инициативе Федерального агентства по туризму в соответствии с решениями Министерства финансов Российской Федерации:

— за недостижение показателей результативности в отношении Алтайского края, Калининградской области, Рязанской области, Вологодской области, Липецкой области на общую сумму 180,03 млн руб.

— за невыполнение условий соглашения о предоставлении субсидии в части софинансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении Кабардино-Балкарской Республики, Ивановской области, Алтайского края, Чувашской Республики на общую сумму 466,11 млн руб.

Отчеты Ростуризма о ходе выполнения Программы своевременно направляются в Минэкономразвития России, Счётную палату Российской Федерации и Минкультуры России, а также в Минфин России и Федеральное казначейство в установленном порядке. Кроме того, эффективность реализации мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018 годы)» прошла проверку Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Контроль исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации – получателей субсидий в рамках Программы полномочий по своевременному выполнению мероприятий Программы со стороны Ростуризма также обеспечивается посредством использования автоматизированной информационной системы «Туризм» (АИС «Туризм»), информация в которой находится в свободном доступе по гиперссылке «АИС Туризм. Открытые данные», размещённой для публичного просмотра на Национальном туристическом портале (https://russia.travel/)

в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Особое внимание Ростуризмом как госзаказчиком – координатором федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» уделяется вопросам повышения качества и актуальности отчетной информации в рамках реализации ФЦП. В частности, по итогам заседания Координационного совета федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» 30 июля 2018 г. высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано обеспечить своевременное и в полном объеме представление в установленном порядке ежемесячных, ежеквартальных отчетов и отчетов по мониторингу, своевременное внесение отчетной информации в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, а также актуализированной информации о реализации мероприятий Программы в автоматизированную информационную систему комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (АИС «Туризм»).

Неукоснительное соблюдение этих требований субъектами Российской Федерации позволит избежать расхождения между данными в АИС «Туризм» и данными отчетных форм, представляемых ими в Федеральное агентство по туризму, на которые указывала Счетная палата.

В период реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» предусмотрено создание за счет средств внебюджетных источников более 600 объектов туристской инфраструктуры, 378 из которых по состоянию на 17 сентября 2018 года введены в эксплуатацию. Остальные объекты находятся на завершающей стадии строительства или в процессе оформления документации на ввод в эксплуатацию.

По итогам проверки Счетной палатой Российской Федерации в 2017 году полученные в предписании замечания были Ростуризмом оперативно устранены в полном объеме. В частности, поставлены на балансовый учет 7 информационных систем Федерального агентства по туризму на общую сумму 22 283 394 руб.

Годовая отчетность Федерального агентства по туризму за 2017 год была принята и согласована Федеральным казначейством.

В настоящее время субъектами Российской Федерации, участвующими в Программе, ведется работа по актуализации Сводных планов развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров  в части, касающейся объектов туристской инфраструктуры. Такая необходимость была связана с тем, что по ряду проектов в ходе их реализации перечень создаваемых объектов туристской инфраструктуры менялся вместе с конъюнктурой рынка исходя из текущих оценок эффективности конкретных проектов.