Федеральное агентство по туризму и группа «Астерос» завершили второй этап работ по созданию государственной информационной системы «Электронная путевка». В ходе проекта обеспечены контроль достаточности финансовых гарантий туроператоров и защита персональных данных.
«Электронная путевка» обеспечит прозрачность и контроль деятельности туроператоров и турагентов рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставит возможность оперативного мониторинга и информирования о ситуации в отрасли, а также формирования отчетности, содержащей достоверные статистические и аналитические данные. Важным преимуществом создаваемой системы является возможность для каждого туриста в режиме онлайн проверить статус своей путевки.
Работы по созданию информационной системы начались на основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева (резолюция от 3 сентября 2014 г. №ДМ-П44-65пр) в декабре 2014 года. Положение, регламентирующее порядок использования информационной системы «Электронная путевка», согласно Федеральному закону №49-ФЗ от 2 марта 2016 года, вступает в силу с 1 января 2018 года. Одновременно с этим будет проведен комплекс мероприятий по внедрению ИС в операционные процессы деятельности участников туристского рынка на условиях ее обязательного использования.
Исполнителем проекта по первому и второму этапам создания системы является группа «Астерос», выбранная по итогам открытых конкурсов в июне 2015 года и мае 2016 года.
Первый этап создания ИС завершился в конце прошлого года. В рамках проведенных работ был разработан опытный образец системы, а также организовано тестирование прототипа «Электронной путевки» при участии туроператоров «НТК Интурист», ITM Group и компании «Мегатек».
Для создания правил информационного обмена, а также отработки механизмов интеграции между «Электронной путевкой» и ИТ-системами финансовых организаций и страховых компаний, на втором этапе Ростуризм договорился о сотрудничестве с крупнейшими участниками российского туристического рынка, а также ведущими представителями рынка банковских и страховых услуг. В частности, в совместной работе по тестированию ИС приняли участие разработчик программного обеспечения для автоматизации туристской деятельности «Мегатек», туроператоры «НТК Интурист» и «Пулково-Сервис Тур», страховая компания ERV, российский коммерческий банк «Альфа-банк» и другие. До начала периода апробации Ростуризм запустил процедуру проведения рабочих встреч с участниками туристического рынка с целью обсуждения технологий реализации информационной системы «Электронная путевка», а также разрабатываемых законодательных инициатив.
«Создание информационной системы «Электронная путевка» направлено на защиту интересов потребителей и недопущение кризисных ситуаций в туристической отрасли. Она призвана повысить прозрачность и безопасность рынка, стать инструментом контроля за выполнением туроператорами своих обязательств перед клиентами и помочь туристам избегать недобросовестных компаний. Благодаря системе россияне будут чувствовать себя увереннее при покупке туров, в отрасли снизится количество «серых» схем работы и связанных с ними рисков для потребителя», – говорит Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
В 2016 году проделана большая работа по реализации проекта. Разработаны предложения по модернизации «Концепции создания информационной системы «Электронная путевка» и внесению корректировок в нормативно-правовую базу Российской Федерации, запущен в тестовую эксплуатацию прототип системы, произведено выборочное подключение туроператоров к ИС, создана подсистема контроля финансовых гарантий туроператора при заключении договоров на реализацию туристических услуг.
Отдельное внимание уделяется вопросам информирования туроператоров о возможностях и функционале разрабатываемой системы, а также непосредственного привлечения к тестированию крупнейших представителей индустрии, чтобы осуществить легкий и безболезненный переход участников рынка на использование «Электронной путевки». Уже получены положительные отзывы об удобстве интерфейса будущей системы и информативности рабочего кабинета туроператора, в котором отображаются данные, переданные в ИС, и соответствующая статистика.
«Создание информационной системы «Электронная путевка» является для нас беспрецедентным: это федеральный масштаб, уникальные для нашей страны отраслевые решения и социальная значимость проекта, — комментирует Алексей Денисов, директор проекта группы «Астерос». — Нам удалось проделать большую работу совместно с коллегами из Ростуризма. На данный момент готовность системы доведена до 80%. Мы добились максимального уровня защиты информации, в частности, персональных данных граждан, и готовы идти дальше. Впереди нас ждет главное – вывод «Электронной путевки» в жизнь, оценка рынка и граждан. Это наиболее важная и критичная для нас часть работы, и мы приложим все усилия, чтобы и финальный этап был успешным».
«ИС «Электронная путевка» даст преимущество отечественным туроператорам перед иностранными системами бронирования в виде фактически госгарантий туристу. Идея электронной турпутевки логично вписывается в общий курс государства на автоматизацию. При этом необходимо, чтобы предлагаемая технология оформления электронных путевок легко стыковалась с действующим программным обеспечением туристических компаний и системами бронирования туроператоров, поэтому для нас как участника рынка важно принимать непосредственное участие в тестировании системы. Думаю, что благодаря совместной работе переход на использования ИС произойдет быстро и естественно, и глобальных проблем не возникнет. Тем более, что сегодня туристический рынок технологически готов к смещению в виртуальное пространство», — говорит Александр Мусихин, заместитель генерального директора «НТК Интурист».
«Внедрение «Электронной путевки» будет способствовать снижению недобросовестной реализации путевок и «серых» продаж псевдооператоров. Система даст возможность привести онлайн-продажи пакетных туров для физических лиц в соответствие с действующим законодательством. При этом регулятор сможет своевременно и оперативно исследовать и мониторить ситуацию на рынке туристических услуг не только в крупных городах, но и в регионах, что позволит в случае чрезвычайных ситуаций предпринимать оперативные действия, — комментирует Елена Ильиных, генеральный директор «Пулково-Сервис Тур». — В свою очередь, для быстрого перехода на ИС и эффективной работы с ней участникам рынка необходимы предложения со стороны регулятора, касающиеся минимизации расходов по внедрению системы, а также разъяснения относительно принципов хранения и обработки персональной информации и способов ее защиты».
«Данный инструмент позволит сделать прозрачным российский рынок туруслуг и понимать реальную картину по обязательствам туроператоров перед туристами. Клиентам также проще будет избегать услуг недобросовестных поставщиков. Кроме того, «Электронная путевка» решит проблему доверия между всеми игроками рынка. Турист, видя купленную путевку в реестре, будет понимать, что он находится под гарантированной защитой государства», — считает Александр Галиновский, генеральный директор «Мегатек».