30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года в России состоялось открытие первых в России 25 верст (26,3 км) Царскосельской железной дороги общего пользования. «Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург – Царское Село», – описывала события газета «Ведомости» на следующий день.
Фото: RUSSIA.TRAVEL
Первым составом служила цепочка карет, движимая паровозом. В торжественный рейс отправился и инженер, руководивший проектом строительства — австриец Франц Антон риттер фон Герстнер. Вероятно, он был машинистом этого легендарного рейса.
«…Мы покроем все страны железными путями. Из Петербурга магической силой паров вы домчитесь в три дня до Парижа. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Непобедимые локомотивы прорежут прерии и саванны обеих Америк. Мы победим пространство и время», – пророчил Франц Герстнер.
Скорость движения поезда составляла тогда около 60 км/ч, время в пути – чуть более 30 минут. За 1838 год по первой железнодорожной ветке России проехались 700 тысяч пассажиров. Железнодорожный транспорт сделал путешествия по стране более доступными: перестали иметь значение непогода, темнота, холод, необходимость искать ночлег и прерывать путь из-за усталости лошадей.
Сегодня, спустя 179 лет, железнодорожным транспортом в России пользуется более 1 млрд человек в год, скорость самых быстрых пассажирских поездов достигает 250км/ч. Разработаны и специализированные неспешные туристические маршруты с экскурсионной программой, по которым ходят, в том числе, ретро-поезда. Экскурсионные железнодорожные туры стартуют из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Пензы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Иркутска. Можно даже отправиться в путешествие по легендарному Транссибу, длительностью до двух недель. Самые же короткие экскурсии занимают всего несколько часов.
Фото: RUSSIA.TRAVEL
«Несмотря на бурное развитие авиаперевозок, железная дорога остается популярным среди туристов видом транспорта. Она привлекает своей доступностью, безопасностью и возможностью увидеть страну из окна вагона. Расширение сотрудничества с РЖД, запуск чартерных вагонов и поездов позволили снизить цены пакетных туров на южные российские курорты и увеличить трафик туристов по железной дороге на 30%. При этом железнодорожные путешествия сами по себе представляют интересный туристический продукт. К примеру, мы видим большие перспективы у железнодорожных туров по «Великому чайному пути» – межрегиональному маршруту из Китая до Уральских гор, проходящему по древним торговым направлениям», – говорит Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.