Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов принял участие в заседании президиума Государственного совета по вопросу развития внутренних водных путей в Российской Федерации.
Одним из вопросов, поставленных Президентом России Владимиром Путиным перед участниками заседания, стало стимулирование дальнейшего развития речного круизного туризма.
Тема является очень актуальной: туристический сезон 2016 года ознаменовался повышенным спросом на российский туристический продукт и ростом внутреннего турпотока (прогнозируемый прирост за год – около 15%), однако для развития круизов – самого стабильного способа путешествий, который повторно выбирают наибольшее число граждан, – необходимо устранить существующие ограничения.
Прежде всего, требуется улучшение состояния водных путей и решение текущих проблем, связанных, в частности, с обмелением русла реки Волги, для возобновления курсирования судов по сквозным туристическим маршрутам из Москвы и Санкт-Петербурга в направлении южных регионов России.
Также целесообразно принять меры для реализации потенциала въездного круизного туризма. Создание благоприятных условий для привлечения в Россию круизных туристов из-за рубежа имеет важный экономический аспект: по оценкам туроператоров, каждый иностранный путешественник за недельную поездку по Российской Федерации тратит не менее 1200 евро. Совершенствование визового режима будет способствовать росту входящего турпотока. Мировая практика доказывает, что любое упрощение визовых формальностей увеличивает число туристов на конкретном направлении как минимум на 20 − 30%.
В настоящее время в России существует 72-х часовое безвизовое пребывание зарубежных круизных туристов, прибывающих в Россию через крупные морские порты, такие как Санкт-Петербург, Владивосток и другие. Существует также практика группового безвизового пребывания на территории России для китайских туристов.
Вместе с тем стоит предусмотреть и безвизовое пребывание на территории Российской Федерации (сроком до 15 дней) иностранных граждан, прибывших в Россию через аэропорты городов – крупнейших речных туристических центров (Казань, Ростов и др.) для дальнейшего путешествия по рекам России.
На фоне тенденции сокращения речного круизного флота в России особое внимание должно быть уделено стимулированию строительства судов для работы на внутренних водных путях. Одним из наиболее очевидных механизмов решения этой задачи представляется государственная поддержка, которая может выражаться в продлении действия постановления Правительства о предоставлении субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 – 2014 годах с российскими лизинговыми компаниями, введение утилизационного гранта на возмещение части затрат на строительство новых судов, взамен сданных на утилизацию, и капитализационного гранта с целью возмещения государством части стоимости судна судостроительному заводу или лизинговой компании, предоставление судоходным компаниям возможности получения субсидий при рефинансировании ранее заключенных кредитных и лизинговых договоров и т.п.
Важным шагом в направлении развития круизного флота России станет на строительство нового пассажирского судна PV300 класса «река – море», не имеющего аналогов в современной истории отечественного пассажирского судостроения. Старт закладке судна был дан прямо на заседании президиума Госсовета Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
«Надеюсь, что это первый, но не только не последний, но и успешный, действительно успешный шаг в строительстве целой серии. И не сомневаюсь, что серия эта будет востребована перевозчиками, в данном случае пассажирскими перевозчиками. И всё это наряду с теми мерами, которые мы сегодня обсудим и, уверен, будем внедрять в практическую нашу жизнь, послужит реальному возрождению пассажирских перевозок по рекам и развитию внутреннего въездного туризма», – подчеркнул Владимир Путин.
Суда аналогичного класса не строились уже более 60 лет. Закладка PV300 должна стать катализатором дальнейшего развития внутренних речных и морских круизов на новом уровне.
В числе ключевых задач с точки зрения развития круизного туризма в России – устранение инфраструктурных ограничений. Необходимо развивать оборудовать причалы, речные вокзалы и «зелёные стоянки», ведь многие города на круизных маршрутах не готовы к приёму туристских судов. Кроме того, требуется проработка вопроса повышения эффективности управления пассажирской причальной инфраструктурой, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
Одним из механизмов решения инфраструктурной проблемы может быть федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», которая предусматривает создание туристско-рекреационных кластеров, направленных, в том числе, и на развитие речного круизного и яхтенного туризма.
Внутренние водные пути России проходят по территории 60 субъектов федерации, при этом только для 14 из них в рамках федеральной целевой программы реализованы или реализуются проекты, направленные на развитие водного туризма.
Эта проблема приобретает особую актуальность в рамках подготовки к Чемпионату Мира по футболу, так как значительная часть городов-участников ЧМ–2018 стоит на реке Волге.
Наконец, необходимо комплексное продвижение речных круизов на внутреннем и международном рынках. На современном этапе на фоне постоянно растущих цен на топливо и продовольствие существенно снизить цену на круиз нереально. Соответственно, для того чтобы привлечь новых клиентов туроператорам нужно разрабатывать более эффективные методы рыночного продвижения круизов, прилагать все усилия для популяризации этого вида отдыха в России. Вариантом решения проблемы может стать разработка глобальной рекламной кампании по популяризации круизного отдыха.
Ростуризмом создан национальный туристский портал «Russia.Travel», информационное пространство которого представляет структурированные сведения о туристическом потенциале регионов России, в т.ч. в части круизов. Для продвижения национального турпродукта на международном рынке Ростуризмом созданы представительства за рубежом. В настоящее время открыты и осуществляют свою деятельность ряд офисов: в Финляндии, Германии, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Китае, в Италии, Иране и Вьетнаме. Работа офисов построена на принципах государственно-частного партнерства, на взаимодействии федеральных ведомств, регионов и частного туристического, транспортного и иного заинтересованного бизнеса.
Организована широкомасштабная информационно-пропагандистская кампания в СМИ и социальных сетях по продвижению отечественного турпродукта, в т.ч. круизов по рекам.
«Только комплексный подход к реализации потенциала развития речных круизов в Российской Федерации позволит не только увеличить доходы отрасли, но и обеспечить ускоренное развитие сопутствующих бизнесов и повысить престиж нашей страны как дестинации круизного туризма», – считает глава Ростуризма Олег Сафонов.
Для справки:
В 2016 году в России на круизных линиях работают 90 круизных теплоходов – 30 теплоходов возят иностранных туристов на линии Москва – Санкт-Петербург (100 тыс.человек) и совершают рейсы по 10-14 дней, 60 используются для круизных туров россиян продолжительностью от 3 до 20 дней (200-250 тыс. человек).
Сегодня общие объемы перевозок пассажиров на туристских маршрутах по внутренним водным путям составляют 300-400 тысяч человек в год. Пользуются популярностью и экскурсионно-прогулочные путешествия. Ежегодно совершают экскурсии 2 млн человек.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» реализуют или реализовали проекты, связанные с развитием круизного туризма, Волгоградская область, Республика Татарстан, Тверская область, Ивановская область, Ярославская область, Костромская область, Удмуртская Республика, Амурская область, Республика Бурятия, Вологодская область, Чувашская Республика Архангельская область, Республика Карелия Хабаровский край.