Представители турбизнеса в регионах России сигнализируют об активизации деятельности нелегальных туристических операторов в России, которые предлагают потребителям свои услуги в социальных сетях. По данным Алтайской региональной ассоциации туризма, только в Алтайском крае таковых насчитывается около 40. Нелегальные туроператоры не регистрируются в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не состоят в Реестре туроператоров, не формируют фондов персональной ответственности, не делают взносов в резервный фонд на базе Ассоциации «Турпомощь», не страхуют свою гражданскую ответственность. Потребители, которые пользуются их услугами, находятся вне сферы действия закрепленных в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» механизмов защиты туристов, поэтому фактически принимают на себя все риски. Ростуризм настоятельно рекомендует пользоваться услугами только легальных туристических компаний и перед приобретением турпутевки проверять информацию
о туроператоре – в Едином федеральном реестре туроператоров на Национальном туристическом портале Russia.Travel или на официальном сайте Ростуризма. о турагенте (включая сведения о том, продукты каких операторов имеет право продавать турагент в соответствии с заключенными договорами) – в реестре турагентов, на который можно выйти через официальный сайт Роспотребнадзора, а также по прямой ссылке: https://reestr.tourpom.ru/search.php.
Также перед приобретением тура рекомендуется:
ознакомиться с отзывами о турфирме в Интернете (проверенные компании работают на рынке, как минимум несколько лет, и в целом устраивают своих клиентов);
позвонить в компанию по телефону и задать исчерпывающий перечень вопросов относительно планируемой турпоездки (в добросовестных фирмах работают квалифицированные специалисты, которые владеют и свободно оперируют актуальной информацией по ценам и условиям туров, по визовой политике принимающих стран и т.п.);
если турагент входит в состав агентской сети, уточнить информацию о нем у менеджера данной сети;
обращать внимание на цены: слишком низкая стоимость путевки должна насторожить (отследить динамику цен на туры можно с помощью проекта «Турбарометр», www.tourpom.ru/tourbarometer. Длительное и существенное занижение цены по сравнению со средней по рынку – это повод задуматься, стоит ли пользоваться услугами этой компании. При этом нормальной практикой являются спецпредложения и «горящие путевки»: такие акции всегда краткосрочны и туроператоры информируют своих клиентов о них отдельно;
внимательно читать договор на оказание туристских услуг. В добросовестных фирмах все, что было обещано на словах, подтверждается документально. Недобросовестные компании ограничиваются туманными формулировками, которые можно трактовать двояко;
с осторожностью подходить к участию во всевозможных розыгрышах турпутевок в торговых центрах и на улицах. Чаще всего для желающих воспользоваться таким «выигрышем» турпоездка обходится дороже, чем приобретенная за полную стоимость у добросовестной туристической компании (например, цена проезда, которую «победитель» должен оплатить самостоятельно, оказывается больше реальной рыночной стоимости всей турпоездки), а условия оказываются существенно хуже по сравнению с заявленными организаторами розыгрыша.